Трубопроводная транспортная система занимает исключительно важное место во всей инфраструктуре как нефтяной, так и газовой промышленности. (текст приведен из книги "Нефтегазовое строительство" под редакцией Беляевой В.Я., Михайличенко А.М.)
Трубопроводы связывают места добычи с местами переработки и потребления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как нефтегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Различают трубопроводы нескольких видов:
• нефтепроводы — трубопроводы для транспортировки нефти;
• продуктопроводы — трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов;
• газопроводы — трубопроводы для транспортировки газа;
• промысловые трубопроводы —трубопроводы, соединяющие непосредственные места добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки;
• магистральные трубопроводы — трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или пере- работки и имеющие протяженность в десятки тысяч километров.
В советский период нефтегазовое трубопроводное строительство Развивалось весьма динамично. Вплоть до конца 1980-х гг. темпы увеличения объемов строительства как нефтепроводов, так и газопроводов постоянно повышались.
В конце 80-х годов объем строительства магистральных нефтепроводов несколько снизился; объем строительства газопроводов в этот же период, наоборот, возрос. После снижения (более чем в 3 раза) объема импорта иностранных труб большого диаметра в 1990 г. был впервые сорван намечавшийся план строительства и ремонта магистралей: так, в 1990 г. было отремонтировано только 1924 км газовых магистралей против 3260 км по плану. Этот год явился переломным в истории тогда еще советского нефтегазового строительства. Несмотря на планировавшийся в 1991 г. рез- кий рост объема строительства газовых магистралей (5300 км и 48 компрессорных станций), фактические результаты оказались на уровне предыдущего года; начал возрастать дефицит мощностей по ремонту трубопроводов — уже в тот период около 65 тыс. км нефтяных трубопроводов требовали ремонта.
В частности, не оправдала себя технология изоляции трубопроводов непосредственно на месте производства работ; имевшиеся производственные мощности (два завода в Харцизске, Волжске и позднее — в Новокуйбышевске) могли выпускать трубы с заводской изоляцией общим объемом 850 тыс. т в год, т. е. около 15% от потребностей.
После распада Советского Союза и последовавшего за этим развала промышленности объем строительства и реконструкции трубопроводов резко снизился, что видно из рис. 1.2.7.
Только в последние несколько лет появилась устойчивая тенденция возрождения нефтяной и газовой промышленности. Принята Программа реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем РФ на период до 2015 г. Ведущие нефтяные компании имеют собственные программы ремонта и реконструкции трубопроводов; к сожалению, все они выполняются в недостаточной степени.
К числу основных новых, а также строящихся и реконструируемых магистральных трубопроводов следует отнести:
• газопровод Ямал—Европа протяженностью 977 км и диаметром 1420 мм;
• газопровод СРТО—Торжок протяженностью 720,1 км и диаметром 1420 мм;
• газопровод Заполярное—Уренгой (3 нитки) протяженностью 189 км и диаметром 1420 мм;
• газопровод Россия—Турция («Голубой поток») протяженностью 372 км и диаметром 1220 и 1420 мм;
• нефтепровод Тенгиз—Новороссийск протяженностью 1490 км и диаметром 1020 мм;
• Балтийскую трубопроводную систему протяженностью 2718 км и диаметром от 500 до 800 мм.
К началу 1992 г. общая длина газопроводной системы СНГ превышала 220 тыс. км (включая примерно 8 тыс. км конденсатопроводов). Около 175 тыс. км, или 80% протяженности системы проходит по территории РФ.
Подавляющее большинство построенных трубопроводов имеют диаметр от 500 до 1400 мм; некоторые трубопроводы диаметром ме- нее 500 мм включены в рассмотрение ввиду их региональной важности. Многие трубопроводы, особенно идущие с Западно-Сибирских месторождений, проходят в так называемых «коридорах», состоящих из ряда (до 6) «ниток», поэтому одна компрессорная станция нередко обслуживает несколько параллельных «ниток».
На компрессорных станциях используется более 20 различных типов компрессоров советского производства и несколько иностранных типов. Всего более 5700 компрессоров, включая газотурбинные, электрические и газомоторные, находятся в действии. Они установлены на 891 компрессорном цехе общей мощностью 41,7 млн кВт. Следует отметить отсутствие за рассматриваемый период существенно новых технических реше- ний КС, а также недостаточно энергичные темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка компрессорных агрегатов.
К концу 2004 г. общая протяженность газопроводов РФ составила 264 тыс. км, увеличившись, таким образом, за период 1999—2004 гг. на 27 тыс. км.
Необходимо кратко описать наиболее интересные перспективные направления, в рамках которых будут осуществлены новые проекты:
• проект «ЯМАЛ—Европа». Все прогнозы развития спроса и пред- ложения на газ показывают, что к 2010 г. в газоснабжении Западной Европы возникнет дефицит в объеме 75—100 млрд куб. м газа в год. Поэтому совершенно очевидно, что дополнительные поставки газа по проекту «Ямал—Европа» будут необходимы даже в случае продления всех действующих в настоящее время контрактов. Все это является важной предпосылкой для реализации грандиозного проекта — сооружения трансконтинентальной газовой магистрали Ямал—Европа общей протяженностью 4000 км. Истоки этой газовой магистрали находятся на полуострове Ямал, запасы природного газа которого составляют 16,6 млрд куб. м. Расчеты показывают, что ежегодная добыча на Ямале может составить в перспективе около 200 млрд куб. м;
• новые проекты в Юго-Восточной и Южной Европе. Интересным во всех отношениях является российско-болгарский проект, предусматривающий сооружение газопровода для перекачки российского газа в Грецию через территорию Болгарии, которая, собственно, это уже начала делать, проложив новый участок трубопровода длиной 70 км, который пересек греко-болгарскую границу и обеспечивает газоснабжение Афин и Салоник. До это- го российский газ поступал через Болгарию только в Турцию. В связи с сооружением нового газопровода через эту страну в Грецию протяженность газопроводной сети в Болгарии удвоится, а поток российского газа в Грецию резко возрастет — до 2,4 млрд куб. м к 2004 г. Что касается дальнейшего расширения итало-российского сотрудничества в области энергетики, то ему будет способствовать реализация югославского проекта — сооружение Трансбалканского газопровода — от Димитровграда (Болгария) через Южную Сербию и Черногорию с выходом к порту Бар, от которого должен быть проложен газопровод по дну Адриатического моря к итальянскому порту Бари;
• новые пути российского газа через Северную Европу — постав- ки природного газа в страны Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию;
• страны Восточной Азии. После 2005 г. в Иркутской области и Яку- тии намечается создание нового крупного газодобывающего района, из которого будут исходить магистральные газопроводы, обеспечивающие природным газом не только Восточную Сибирь и Дальний Восток РФ, но и КНР, КНДР и Республику Корея.
Достаточно актуальным является расширение внутреннего рынка газа и развитие внутренней российской системы газопроводов. В рамках предстоящей либерализации рынка газа это направление также представляет интерес для международных проектов. Потребности в развитии газификации России сегодня очень велики: так, уровень негазифицированных природным газом квартир в городах и рабочих поселках составляет 44%, а в сельской местности — 79%. Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес разнообразных отечественных и зарубежных инвесторов. При этом на первое место выходят такие понятия, как целесообразность и финансовое состояние проектов газификации.
Нефтепроводы и продуктопроводы. В 1991 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов бывшего Советского Союза составляла 90 200 км. Эта цифра не включала более 600 000 км промысловых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Более половины трубопроводов (52 500 км) было построено из труб диаметром 700 мм и более.
Протяженность трубопроводов для сырой нефти к началу 1991 г. достигала 70 400 км. На трассах работало 572 перекачивающих станции.
Протяженность продуктопроводов к 1991 г. превышала 20 000 км (по некоторым сведениям — на 3—4 тыс. км больше, что может объяснять- ся включением в отчетность построенных, но не введенных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым «закрытым» объектам).
Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).
Следует отметить отсутствие за рассматриваемый период новых
технических решений перекачивающих станций, а также недостаточно энергичные темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка насосных агрегатов.
К концу 2004 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов РФ (не рассматриваются трубопроводы СНГ, начиная с 1999 г.) составила 80,25 тыс. км, увеличившись, таким образом, за данный период на 20,1 тыс. км.
В настоящее время эксплуатация системы нефтепроводов осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские МН», «Приволжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН»,«Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет порядка 60 тыс. чел.
В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специальными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий. Бывшие республиканские управления (Азербайджан, Украина, Белоруссия, Туркменистан и др.) вышли из Транснефти в 1992 г.
В настоящее время нефтепроводы становятся основным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора экономики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов становится основным вопросом в разработке и реализации международных нефтяных проектов.
По ходу разработки новых месторождений, роста добычи и выхода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршрутах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.), Но Для более интенсивного трубопроводного строительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесторов и партнеров.
К числу наиболее привлекательных крупных проектов развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие:
• Балтийская трубопроводная система (БТС). По Балтийской трубопроводной системе предполагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. В составе первой очереди Балтийской трубопроводной системы протяженностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Ярославль—Кириши, построены новый нефтепровод Кириши— Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в районе г. Приморска. БТС предусматривает поэтапное развитие с доведением экспорта нефти до 30 млн т в год. В декабре 2001 г. введена в эксплуатацию I очередь БТС на объем 12 млн т экспорта нефти в год. Вопрос о расширении экспортных мощностей до 18 млн т в год либо об увеличении пропускной способности БТС сразу до 30 млн т в год будет решен Транснефтью в ближайшее время. Стоимость сооружения первой очереди БТС превысила 460 млн долл. США. Расширение мощности до 18 млн т по оценкам Транснефти обойдется еще в 240 млн долл.;
• соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация проекта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год. Наиболее активное участие в этом проекте принимает компания ЮКОС;
• строительство нефтепровода «Бургас—Александруполис», Реализация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной пролива), из греческого порта Александруполис. В этом проекте заинтересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как этот маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспийской нефти. Пока проект находится на стадии разработки — предполагается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15—23 млн т в год (оценка компании Транснефть).