Сложно представить себе котельную, работающую без системы диспетчеризации: котел – слишком опасное устройство, для того чтобы оставлять его без присмотра автоматики. Системы диспетчеризации позволяют осуществлять автоматизированный контроль параметров технологических процессов. Когда все элементы системы управления (в том числе диспетчерский пункт) находятся на территории самого объекта, говорят о локальной диспетчеризации. Однако в статье речь пойдет об удаленной диспетчеризации, при которой управление объектом и контроль за ним ведутся из диспетчерского пункта, расположенного на некотором расстоянии от объекта.
Каналы связи для передачи данных
Контроль и дистанционное реагирование на изменение параметров процессов обычно осуществляются через каналы передачи данных: кабель (проводная связь), радио- или сотовую сеть (беспроводная связь). Кабельный канал, безусловно, обладает высокой пропускной способностью и позволяет передавать большие объемы информации, а также достаточно надежен. В свою очередь, беспроводные каналы значительно удешевляют мониторинг и позволяют подключать точки, которые труднодоступны или недоступны по экономическим соображениям. При этом сотовая связь (GSM) имеет преимущество перед радиоканалом: отсутствует необходимость получать лицензию и самостоятельно поддерживать радиосеть. В современных сотовых сетях данные, как правило, передаются по технологиям GPRS или 3G. Последняя предпочтительнее: по сравнению с сетями GSM/GPRS 3G-сети сотовых операторов характеризуются меньшими задержками в канале; приоритет (голосовой трафик или передача данных) не выбирается оператором связи. В районах со слабым или нестабильным GSM/3G-приемом можно поставить антенну с достаточным усилением или подключить повторитель (репитер).
В зонах, охваченных городскими кабельными каналами, GSM/3G-канал может использоваться как резервный, вне этих зон – как основной, а роль резервного может быть отведена радиоканалу. Резервный канал системы диспетчеризации служит для передачи исключительно экстренной информации.
Извещение об аварийных ситуациях
Каналы связи для передачи данных
Контроль и дистанционное реагирование на изменение параметров процессов обычно осуществляются через каналы передачи данных: кабель (проводная связь), радио- или сотовую сеть (беспроводная связь). Кабельный канал, безусловно, обладает высокой пропускной способностью и позволяет передавать большие объемы информации, а также достаточно надежен. В свою очередь, беспроводные каналы значительно удешевляют мониторинг и позволяют подключать точки, которые труднодоступны или недоступны по экономическим соображениям. При этом сотовая связь (GSM) имеет преимущество перед радиоканалом: отсутствует необходимость получать лицензию и самостоятельно поддерживать радиосеть. В современных сотовых сетях данные, как правило, передаются по технологиям GPRS или 3G. Последняя предпочтительнее: по сравнению с сетями GSM/GPRS 3G-сети сотовых операторов характеризуются меньшими задержками в канале; приоритет (голосовой трафик или передача данных) не выбирается оператором связи. В районах со слабым или нестабильным GSM/3G-приемом можно поставить антенну с достаточным усилением или подключить повторитель (репитер).
В зонах, охваченных городскими кабельными каналами, GSM/3G-канал может использоваться как резервный, вне этих зон – как основной, а роль резервного может быть отведена радиоканалу. Резервный канал системы диспетчеризации служит для передачи исключительно экстренной информации.
Извещение об аварийных ситуациях
Удаленная диспетчеризация котельных позволяет непрерывно контролировать важные системные параметры, оповещая персонал в экстренных ситуациях с помощью индикации, смс-сообщений и голосовых вызовов, посланных на мобильные телефоны ответственных лиц. Связь котельной с удаленным диспетчерским пунктом может быть организована одним из двух способов:
- работа в режиме реального времени (онлайн);
- котельная периодически передает на центральный диспетчерский пункт все предусмотренные программой контроля параметры работы и дополнительную информацию. Извещения об аварийных ситуациях автоматически поступают в центральный диспетчерский пункт и дежурную службу.
Организация удаленного доступа
Сегодня удаленная техническая поддержка – распространенное явление. При достаточном уровне защиты прав доступа специалисты, не выезжая на объект, имеют возможность производить наладку и диагностику оборудования котельной. Насколько доступ ограничен, согласовывается с руководством и ведущими специалистами со стороны заказчика – полный доступ позволяет отключать подачу топлива в котельную в случае аварийной ситуации.
- работа в режиме реального времени (онлайн);
- котельная периодически передает на центральный диспетчерский пункт все предусмотренные программой контроля параметры работы и дополнительную информацию. Извещения об аварийных ситуациях автоматически поступают в центральный диспетчерский пункт и дежурную службу.
Организация удаленного доступа
Сегодня удаленная техническая поддержка – распространенное явление. При достаточном уровне защиты прав доступа специалисты, не выезжая на объект, имеют возможность производить наладку и диагностику оборудования котельной. Насколько доступ ограничен, согласовывается с руководством и ведущими специалистами со стороны заказчика – полный доступ позволяет отключать подачу топлива в котельную в случае аварийной ситуации.